Приветствую Вас Гость | RSS
Свобода внутри нас
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Статьи об Иване Ефремове

Планета Ефремова

Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого советского писателя-фантаста Ивана Ефремова (1907-1972). 

Ефремов - уникальный пример человека нового типа, и в этом смысле являет собой поучительный (и тревожный) образец возможности формирования человека чисто политическими средствами. Его жизненный старт совпал с культом прогресса, который пропагандировала новая власть. С горячей верой в научный разум. С юности кумиром Ефремова была наука. Он начинал как естествоиспытатель, учился в Ленинградском государственном университете. Но так пылко желал практической деятельности, что бросил учёбу. Некоторое время работал в геологическом музее, после чего экстерном сдал экзамены для получения диплома об окончании геологоразведочного факультета Ленинградского горного института.

Его разум окончательно выбрал цель жизни - недра земли.

Но вместо того чтобы искать нужное: нефть, золото, уголь и прочие полезные ископаемые, Ефремов неожиданно стал искать бесполезные ископаемые, останки древних ящеров, руины Юрского периода, страстно увлекся палеонтологией.


В этой смене пристрастий впервые сказался его романтизм, исток будущего творчества. Ефремов с головой погружается в прошлое, в бездны геологических эр. Проводя годы в монгольских пустынях, выкапывая кости умерших чудовищ, Ефремов создает оригинальную методику предсказания мест нахождения этих самых костей. И пишет свою первую книгу Тафономию, научный труд палеонтолога, за которую получает позднее Государственную премию.

В этой биографической точке окончательно формируется оригинальный тип мышления Ивана Ефремова: основанием для пророчеств ученый выбирает научную технологию. Эта техническая одержимость и сделала Ефремова писателем. Он взялся за перо в первую очередь с целью популяризации науки и техники.

В те годы в фантастике царствовал Герберт Уэллс. Англичанин с опаской относился к прогрессу, он испытывал на прочность химеры развития и замечательно описывал кошмары и тупики достижений науки. Его марсиане, его человек-невидимка, его машины-времени доказывали, что мысль очень опасна, особенно безнравственная мысль.

В России ярким последователем Уэллса стал фантаст Александр Беляев, в своих лучших романах Человек-амфибия, Властелин мира, Голова профессора Доуэля Беляев пугал читателя неминуемым злом, каким одарит людей технический прогресс.

Ефремов первым бросил вызов этой катастрофической модели развития. Он начал издалека, с древнего Египта. В дилогии На краю Ойкумены (1949) и Путешествие Баурджеда (1957) писатель описал братство героев с разным цветом кожи и осудил расизм. Он сразу заявил себя как убежденный идейный советский писатель. Кульминацией его партийной литературы стал фантастический роман Туманность Андромеды, (1957) где Ефремов замечательно описал коммунистическое завтра цивилизации. Не стоит бояться будущего, страх перед прогрессом это страх буржуазной мысли, понимающей гибельность загнивающего капитализма, внушал писатель читателям

Только исключительный талант Ефремова мог превратить эту партийную схоластику в живое и страстное повествование. Миллионные тиражи и слава обрушились на палеонтолога. Писатель окончательно оставляет науку и становится профессиональным литератором. Он пишет романы, десятки рассказов и повестей, среди которых отметим хотя бы Сердце змеи и Лезвие бритвы.

Слом произошел внезапно.

Следуя логике земного противостояния США и СССР, Ефремов создает новый шедевр роман Час Быка, где коммунистический мир в духе туманности Андромеды сталкивается с антагонистической цивилизацией планеты Торманс. Эта проекция шокировала тогдашнюю власть, они ждали победы передового строя, а по Ефремову получалось, что противостояние будет вечным! Но слава Ефремова была так велика и так безупречна его репутация, что при жизни классика на запрет книги так и не решились. Только после кончины писателя в 1972 году, Час Быка был запрещен к выдаче в библиотеках страны.

По сути, фантаст Иван Ефремов - парадокс - стал вершиной социалистического реализма, чего нельзя сказать ни о Горьком, ни о Шолохове: реалисты развивали классический реализм, и описывали жизнь такой, какова она есть. Ефремов описывал мир таким, каким он должен быть. Быть, во чтобы то ни стало!


Его книги стали своеобразными путеводителем по ВДНХ мировой цивилизации, где среди павильонов Грузия и Машиностроение стояли храмы Туманность Андромеды и Звездные корабли. Книги Ивана Ефремова были такой же сказочной лестью для социалистической России, как и Выставка достижений советского образа жизни.


Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.




Источник: http://sweet211.ru/more/374593
Категория: Статьи об Иване Ефремове | Добавил: makcum (13.12.2011) | Автор: Анатолий Королев
Просмотров: 1122 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [3]
Статьи об Иване Ефремове [81]
Философия Ефремова [71]
Эрих Фромм [1]
Ноосфера [11]
Свобода [15]
Красота [3]
Наука [22]
Творчество [15]

[ Поиск ]

[ Важное ]
  • Статьи Максима Михайлова:
  • Разное:

  • [ Литературные последователи Ивана Ефремова ]
  • Трилогия Максима Михайлова «Время и пространство»: Трилогия Максима Михайлова «Время и пространство»
  • Повесть «Парус» на немецком языке («Der letzte Flug der Parus», перевод - Герд-Михаэль Розе)
  • Der letzte Flug der Parus

  • Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»
  • Повесть Андрея Яковлева «Дальняя связь»

  • Произведения Андрея Константинова:

  • [ Друзья сайта ]
  • Нооген Нооген
  • TES
  • TES
  • Страна шахмат - шахматы он-лайн
  • Шахматы онлайн на любой 
 вкус! Crazy-Chess.ru

    [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright Свобода внутри нас © 2024